Ноябрь 14, 2007

Размышления об эгоизме и альтруизме

Почему полезен альтруизм и можно ли вообще без эгоизма?

Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе других людей. Термин введён О. Контом как противоположный по смыслу термину «эгоизм».
Эгои́зм (франц. égoïsme, от лат. ego — я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.

Почему же все-таки полезен альтруизм и полезен ли он вообще? Мой путь к осознанию необходимости альтруизма шел тернистой дорогой от мыслей о психологическом здоровье, еще в школе, через поиски своего предназначения, при выборе вуза, к глобальному вопросу о смысле всей жизни, Боге и религии.
Когда я поступила на психфак, я оглянулась назад и задалась вопросом: а в чем смысл?! Тогда я вдруг поняла, что жизнь – это бесконечная вереница целей и задач: сначала ты стремишься закончить школу, потом поступить в университет, потом его закончить, потом найти хорошую работу, вырастить детей и т.д. и т.п. Но в чем состоял смысл всего этого мне было не понятно! Неужели только в том, чтобы прожить жизнь?! Этого не могло быть! Мучительные размышления на эту тему не привели ни к чему. Тогда я на время оставила этот вопрос.
Вернулась я к нему на 2-ом курсе. Тогда я общалась с одним очень успешным по жизни и умным человеком, но меня не покидало ощущение его бесконечного несчастья! Возможно, я тогда ошибалась, но дело не в этом. Дело в том, что я видела, как он напряженно работал, стараясь заработать как можно больше. В принципе ничего в этом нет плохого, но он был совсем один, у него не было семьи и детей. Я снова не могла понять в чем же смысл его жизни? Зачем нужно что-то делать, зарабатывать деньги, если ты умрешь и ничего от тебя не останется? В тот момент я решила, что смысл жизни в детях.
Примерно через год я подумала, что в таком случае нет смысла в жизни тех людей, у которых нет детей. Но мой разум снова не хотел соглашаться с этим выводом: ведь даже люди, которые не имеют детей, нередко проживают свою жизнь достойно и оставляют после себя величайшее наследие для человечества. Да и есть ли смысл в рождении детей, смысл жизни которых только в том, чтобы они родили своих детей и т.д.?
Так я пришла к выводу, что человек живет не только для себя и своей семьи, но и для всех людей. Поэтому мы все должны стараться быть полезными и сделать многое, чтобы наша жизнь была Жизнью Человека, а не существованием.
Получается, что смысл человеческой жизни в том, чтобы приносить пользу и помогать другим людям. Но если после смерти человека не останется ничего и даже его бессмертной души, то какой же тогда смысл в существовании всего человечества?
Новые мысли и новые мучения.… Как же так? Получается, что жизнь в принципе бессмысленна?
НЕТ! Я не согласна с такой постановкой вопроса! Я не хочу верить в абсолютную смерть, после которой ничего не остается!
Здесь я хочу сделать оговорку, что я скептически отношусь к внешней стороне религии: обрядам, традициям, походам в церковь, и поэтому никого не хочу агитировать. Но тем не менее, с годами я ближе приближаюсь к пониманию идеи религии. Мои бесконечные размышления о смысле жизни привели меня к этому. Я думаю, что религия необходима, люди должны ходить в церковь. Но когда человек начинает по-настоящему задумываться о Творце и смысле жизни он должен пройти этот путь снова от начала, т.е. абсолютного атеизма, до конца, т.е. до веры в Высший разум, как это называю для себя я. И тогда, по моему глубокому убеждению, человек сам придет к осознанию истинности религиозных заповедей и необходимости (или «должности») альтруизма!
Но я бы назвала это не альтруизмом и эгоизмом (в качестве его антипода), а любовью и уважением ко всему миру. Для некоторых это может показаться слишком абстрактным, размытым и идеалистическим определением. Но на самом деле все просто: в нашем обществе принято считать, что человек – венец творения, но каждый день любой может убедиться в том, что мы (люди) далеко не самые мудрые, всезнающие и лучшие существа. С точки зрения современной научной парадигмы невозможно ответить на многие вопросы: как устроена вселенная и откуда она появилась, есть ли судьба, почему в жизни происходит все именно так, и ни как иначе и т.д.
В общем, я хочу сказать, что в настоящее время я точно уверена, что есть то, о чем мы не знаем; что человек обязан (!) любить, уважать и принимать мир таким какой он есть; и что физическая смерть – это еще далеко не конец. А если мы любим мир и считаем себя частью его, то как же можно наносить ему вред? Ведь мир – это не только природа, планета, звезды и вселенная, это и человек! Все люди! И самое главное, что когда каждый осознает это, он поймет не только бессмысленность эгоизма, но и проникнется уважением к другим людям. Вершиной этого понимания станет глубокое уважение к самому себе, т.к. прощая другим их несовершенства, мы научаемся прощать себе свои, но не просто прощать, а становиться от этого лучше и мудрее! А человек, уважающий себя и других, никогда не будет тянуть одеяло на себя и отнимать последний кусок ради собственного обогащения. Научиться уважать других и себя – это сложный процесс, который происходит не в один день. Но совсем не обязательно проходить его до конца, чтобы стать альтруистом. Можно провести мысленный эксперимент. Нам говорят, что эгоизм эффективнее, но представьте себе, что вы можете совершить какой-нибудь небольшой альтруистический поступок и вам это ничего бы не стоило. Разве вы не совершите его?! Не для общества, не ради одобрения, а только ради того человека, которому вы поможете? Разве нет? Если да, то вы уже стоите на правильном пути.
Насколько человек становится лучше, когда бескорыстно помогает другому? Я думаю, что каждый ощущал это приятное чувство возвышения над собой, своими страхами, предрассудками, размышлениями о «несправедливости» жизни. Это чувство намного ценнее, чем любые похвалы и благодарности! Здесь и заложена великая польза альтруизма – он позволяет испытывать положительные эмоции такого рода, которые не может вызвать ни один эгоистический поступок.
Поняв все это, я подумала почему же тогда мир так несовершенен, почему все же есть эгоисты и они далеко не редкость? Видимо, эгоизм – это одна из ступеней развития личности, которая характеризуется фатализмом и атеизмом? Возможно, не всем дано перейти на более высокую ступень, но это тоже часть мироздания, и надо принимать это явление как есть. Могу посоветовать не обращать внимание на хамов и эгоистов, простить им это, пускай они идут своей дорогой.
Я считаю, альтруизм нельзя путать с безрассудством, с самопожертвованием даже – это другое понятие. В жизни человека альтруизм должен органически сочетаться с эгоизмом как альтруизмом и любовью к самому себе.
Размышляя об альтруизме, я снова прихожу к Богу. Хотя совсем не Бог и не религия привели меня к мыслям и выводам о необходимости альтруизма. Альтруизм неотделим от Бога и наоборот. Поэтому только верующий человек может понять смысл альтруизма. А смысл его прежде всего в любви и уважении, а не только и не столько в помощи другим людям.
Жизнь ради других людей и альтруизм становится бессмысленным, если считать, что все мы - это только сгустки материи и вся наша жизнь определяется генами и внешней средой, и совершенно не зависит от нашей могучей, святой Воли!
Мне становится страшно, когда я думаю, что все люди, вся история цивилизации, вся культура, все научные достижения идут только к тому, чтобы объяснить высшие человеческие качества, стремления и желания игрой генов или белков в организме, и отрицать бессмертие души и Бога! Ведь жизнь каждый день показывает, что все в мире происходит не «просто так» и если кто-то этого не видит, то он слеп! Так давайте же не будем нигилистами и эгоистами! Давайте задумаемся над тем, есть ли смысл в жизни человека без высших ценностей и идеалов, без альтруизма, наконец!
11 ноября 2007 года.

Ссылка • Печатать • Комментарий

Постоянная ссылка

http://www.aud303.com/wp-trackback.php?p=126

40 Комментариев on Размышления об эгоизме и альтруизме »

Декабрь 4, 2007

марина Янкелевич @ 8:45 дп:

на самом деле, я не знаю, что тут комментировать. Просто речь идет об общечеловеческих ценностях, которые актуальны в любой ситуации. Это априорно понятно, это не удивляет. Хорошо, что есть люди, которые на это способны.

Январь 21, 2008

Юлия Шапкина @ 8:40 пп:

это сильно..
много мыслей
очень похоже..смысл жизни..поиски..Бог..есть ли..как же допускает все это?..зачем так со мной?за что?..главные вопросы..вечная полемика..но шаг за шагом я ближусь к тому же..не Бог,так как минимум некая божественная энергия..существует!!..именно она и правит миром,решает ..только сегодня решила,что готова подойти к чтению Библии..
жизнь после смерти..у меня есть потрясающая заметка в контакте))..не моя..но она бесподобна.она сильно открыла мне глаза.распахнула их буквально.плюс там еще другой контекст,к-рый тоже все ближе и ближе становится мне. с каждым днем..это дети..
альтруизм и эгоизм должны быть..как по Маслоу.одно-основа другого.но при этом одно ради другого..
потребностные теории мотивации (спасибо этой сессии..конкретно роблеме личности в соц.псих)..человек,минимизируя свои насущные потребности,приходит наконец к тому,ч тобы направлтяь свои силы,волю на поиски смысла жизни..
вот сейчас я на некой промеж.стадии..дети ли смысл? это весьма сильный резон,чтобы жить..не согласиться нельзя.
другой вариант ответа-смысл жизни в жизни. просто жить. просто радоваться. все гениальное просто. на вского мудреца довольно простоты.
просто жить..

а насчет хамов и эгоистов..мы не можем их оставить.они-часть нас. плюс тот,кто не может наставить к добру своих домашних, сам не может учиться..

Январь 23, 2008

твк @ 2:24 дп:

А заметка в контакте очень личная? Если нет - хорошими словами надо делиться…

Февраль 11, 2008

Юлия Шапкина @ 12:49 пп:

заметка не моя.но дорога мне
будет время,очень советую http://vkontakte.ru/notes.php?act=s&nid=4077103

Юлия Шапкина @ 12:59 пп:

Татьяна Викторовна,вот скажите,как вы считаете? я затерялась…что лучше объективно развивающаяся,бурлящая жизнь человечества,его мытарства,терзания,подъемы и падения..или все же тихое счастье в семье,друзьях..этакая деревня,гулянья..и никто ниуда не стремится к запредельному..что вы скажете?
наше бурление оправдано? или у нас всех пелена на глазах?..если в этом бешеном ритме порой некогда поговорить со всеми, с кем хочется,излить душу,потому что у всех свои дела..и в современном мире,в наше время стыковки свободного времени плюс эмпатического настроя между людьми случаются крайне редко..но без них же бессмысленны эти гонки!!к чему они?
смысл,видимо,действительно в общении,единении,соединении людей,обреченных рождением и смертью на одиночество..
вот оно?
ну неужели же мы живем ради славы,карьеры,успеха?это всемигом пре вращается в пыль.и все это ничто,если нет ради кого..значит “кого” и есть смысл?..другой человек.
зачем же тогда все так сложно.

Февраль 15, 2008

Mordoboy @ 1:02 дп:

Что есть “просто жить”?
Сидеть на диване, не напрягаться, не подвергаться стрессу?
Тут как-то без действия не обойтись.
А что есть действие?
Это уже не “просто жить” - это активность.

А коль начнем разделять, какая активность “просто”, а какая нет - то и ум вскружится!

Февраль 20, 2008

Юлия Шапкина @ 3:04 пп:

да фигня это все

Март 11, 2008

твк @ 4:28 пп:

Юль, “фигня” - это про что? Про “бурление” или про “деревню”? Про запредельное? Очень трудно найти слова, “как сердцу выразить себя”. Может быть сначала образ, чувство. а потом придут слова и понимание. Сначала -увидеть, услышать,пережить… (помогут люди своего “карраса”)

Март 26, 2008

Юлия Антонова @ 9:06 дп:

Каждый человек находит свой смысл жизни. Главное жить гармонично с окружающим миром, самим собой, своей семьей. Смысл жизни меняется, сегодня один, завтра другой. Но человек всегда должен помнить что он Человек. У каждого своя гармония, важно понять какая она, найти и беречь.

Юлия Антонова @ 9:30 дп:

Я не согласна что только верующий человек может понять смысл альтруизма.

Сентябрь 24, 2008

Марина @ 10:57 дп:

Зацепило… Близко… Многие из этих мыслей тоже приходили в голову. Но тоже не согласна с тем, что до альтруизма можно дойти только через понимание Бога.

Сентябрь 28, 2008

Костя @ 12:09 пп:

Появилось желание выразить благодарность за то, что создали этот сайт. Интересный очень.

Ноябрь 15, 2008

Альфред @ 5:33 дп:

Автор, посты , конечно, интересные. Но вы не размышляли сменить дизайн?

Декабрь 7, 2008

XSatiram @ 7:08 дп:

Я подписался на вашу RSS ленту, но посты почему-то в виде каких-то квадратиков :( Как это исправить?

Декабрь 27, 2008

Ян @ 7:34 пп:

Что то Автор почти совсем перестал писать темы и даже админить блог? Может что случилось?

Февраль 12, 2009

MorryHeme @ 4:43 дп:

Единственный минус - как-то все сухо…

MorryHeme @ 11:34 дп:

Занятно-занятно, нигде раньше на такое не натыкался.

Апрель 29, 2009

vdorr @ 1:23 дп:

Думаю каждый человек в праве выбрать, то что ему больше по душе. Поэтому думаю вы сделали правильный выбор

Май 27, 2009

parabellum @ 10:50 дп:

Все-таки, подобное не всем интересно. Хотя, каждому свое.

Молодец конечно! Полностью поддерживаю! :)

Май 28, 2009

porosenochek @ 1:05 дп:

Ну вот, дожился… Скоро за монитором буду проводить больше времени, чем с девушкой ((

Июнь 2, 2009

pawerton @ 5:34 дп:

Вижу ты начинаешь набирать обороты. Все вот читаю твой блог и думаю надо бы мне тоже завести свой, да все лень матушка.

Июнь 7, 2009

Предприниматель @ 1:31 пп:

Приятно когда можно комментарий оставить. Мне нравится ваш сайт!

Июнь 16, 2009

bisnesmenchik @ 10:33 пп:

Пост понравился, но с вас, бутылка пива. Так как после прочтения поста забыл, что она есть, в итоге движение руки и “в дребезги”. Ё-моё.

Июнь 17, 2009

petrussgco @ 1:40 пп:

Зацени, тут как раз такео есть

Июнь 18, 2009

voiceteam @ 12:44 дп:

Я так понял, что вы разбираетесь в красоте, зайдите к нам, посмотрите

sergeevant @ 12:08 пп:

блин а так хочется тепла..ну ничего еще месяц и все!!! ура

Июнь 21, 2009

Ростислав @ 4:06 дп:

Да уж, автор блога на самом деле очень добрый и отзывчивый человек. Спасибо :)

Июль 2, 2009

bankoffvich @ 1:22 пп:

Кстати у меня есть рисунки на эту тему. Куда можно скинуть ?

Июль 3, 2009

bankovich @ 12:56 дп:

Надеюсь, остальные записи окажутся такими же интересными

Banker @ 8:08 дп:

Спасибо!
Отличная информация!

Июль 4, 2009

chemlexer.ru @ 1:42 пп:

Гы, а ведь круто.

Июль 5, 2009

comppers.ru @ 1:36 дп:

Вообще отлично.

Август 31, 2009

комиксы аниме @ 2:28 дп:

А я бы выразился, что скорее здесь коментаторы не компетентны. Автор отлично пишет! Так держать! Кстати кому интересно - я обитаю тут.

А я бы сказал, что скорее здесь коментаторы не компетентны. Автор отлично пишет! Так держать! Кстати кому интересно - я обитаю тут.

Сентябрь 2, 2009

Pragafoto @ 10:05 дп:

Спасибо.

Октябрь 8, 2009

markgyday @ 11:54 пп:

Данке шон за ваши мысли, автор. Познавательная вещь. Есть еще что на подходе?

Ноябрь 4, 2009

Галина Куц @ 8:55 дп:

Мне очень понравилось как вы говорили о любви и уважении ко всему миру.Это действительно потрясающее чувство. Однажды после прочтения пары книг из серии санлайт, стала очень много думать на эту тему, мне так захотелось почувствовать эту любовь и уважение. И когда мне удалось “прикоснуться” к этому неописуемому состоянию-я почувствовала необыкновенное ,просто невообразимое чувство любви, счастья и радости, и больше всего на свете мне хотелось выразить свою благодарность этому миру, этой вселенной, высшему разуму(неважно как это назвать). Я шла по улице и улыбалась от переполнявших меня чувств и прохожие улыбались мне в ответ(не знаю почему-может я просто чудоковато выглядела в этот момент). Больше, к сожалению, я никогда не испытывала подобного. Но запомнила эти моменты на всю жизнь, потому что не было чувств прекрасней этих.
Как жаль что они были мимолетны…

Ноябрь 7, 2009

Ольга Проскурякова @ 10:54 дп:

Юлия Антонова @ 9:30 дп:

“Я не согласна что только верующий человек может понять смысл альтруизма.”

согласна с этим комментарием, и более того, не всегда верующий человек может понять смысл альтруизма, к сожалению, мне попадались такие люди. И очень печально было осознавать, что по их мнению они несут “свет” в массы, хотя их поведение говорило о том, что они “ударились” в религию (именно это фраза здесь уместна), лишь из-за эгоистический побуждений.
Мне очень нравится взгляд Э.Фромма на проблему эгоизма и альтруизма. Эгоизм возникает от того, что человек не любит себя, и компенсируя эту нелюбовь, тянет на себя одеяло. А альтруизм соответственно (хоть Фромм в книжке называет это именно альтруизмом, это скорее помощь другим и игнорирование своих потребностей, хотя, часто и игнорирование потребностей других. Просто нужная и ненужная “помошь”) нелюбовь к людям, которая компенсируется чрезмерной заботой об окружающих.

Январь 6, 2010

Седова Ксения @ 1:26 пп:

Мне очень близки некоторые мысли, возможно, я даже почти со всем согласна. Хочется лишь поделиться неокторыми своими идеями и ощущениями.

Во-первых, о религии. У меня вызывают раздражение те люди, которые во весь голос кричат, что они атеисты до мозга костей, что никакой высшей силы не существует, что человек сам себе хозяин и т.д. Мне всегда хочется задать таким людям вопрос: а для чего вы живёте?..
Я также немного скептически отношусь к различным религиозным обрядам. Иногда кажется, что это лишь обложка, единтсвенный способ показать свою веру. Моё же мнение такое: для каждого человека - свой Бог, каждый верит по-разному. Возможно, вера одного человека намного сильнее, чем вера церковного служителя. (Существует подобный пример в недавно вышедшим на экраны фильме “Чудо”, где при встрече с настоящим Чудом атеист становится верующим, а священник осознаёт, что его вера не стоит ничего).
Во-вторых, об альтруизме и эгоизме. Меня воспитали так, что до 14 лет я не могла отказать, если меня попросят о помощи. И почему-то зачастую так случалось,что добро оборачивалось совершенно обратным. Потом я поняла, что должна быть немного эгоитичнее, чтобы хоть чего-то добиться, ведь “выживает сильнейший”. Так вот у меня возник вопрос: как найти ту золотую серидину между альтруизмом и эгоизмом, как иметь возможность помогать другим, не ущемляя при этом свои интересы?

Написать комментарий




Made with WordPress and a healthy dose of Semiologic • Fire Brick skin by Denis de Bernardy